Тампонная печать

Выбирая часы, мы в первую очередь, обращаем внимание на циферблат. Оригинальность внешнего вида часов со временем изменяется точно также, как и внутренний механизм. Конструкторы все больше усложняют детали и улучшают производительность, а мастера дизайна гонятся за уникальностью и необычностью украшения – декоративными элементами и способами обработки циферблата или прорисовки чисел на нем. Отличительными признаками дизайна циферблата являются:

  • гравировка - ручная, механическая, лазерная;
  • создание подложки - гильоширование, эмаль, пескоструй;
  • вид отображения чисел: арабские или римские цифры, другие значки;
  • наличие и вид дескрипторов – индикаторов даты или запаса хода, дополнительных отсчетных механизмов в хронографах;
  • украшение подложки циферблата – жакемары, репродукции картин, драгоценные камни и др.


Зачастую конкретный способ декорирования циферблата становится предметом гордости компании производителя и отличительной чертой часового бренда.

Что нужно знать о циферблатах?


Слово «Zifferblatt» немецкого происхождения и переводится буквально как «цифровые деления в различных единицах измерения на плоской поверхности, панели или пластине». Поэтому старые телефоны с дисковым набором, грубо говоря, также укомплектованы циферблатом, а, к примеру, солнечные часы, тень от которых может располагаться на плоскостях различного типа, образуют горизонтальный, экваториальный или вертикальный циферблат. Может показаться что создание и придание определенного вида конструкции не слишком сложная процедура, ведь достаточно нанести на круглую, плоскую металлическую основу цифровые значения и соединить с механизмом. Однако опытные изготовители знают, что часто «встречают по одежке», и что 50% вероятности выбора определенной модели зависит именно от внешнего вида циферблата, поэтому соответственно уделяют внимание его дизайну в равной мере, как и механизму. Создание эксклюзивного и уникального циферблата требует немало времени и творческого подхода, ведь в наше время часы – это вовсе не измеритель времени, а стильный аксессуар, демонстрирующий статус владельца. При выборе такого изделия, в первую очередь, руководствуются его соответствием именно этим параметрам. Основой для каждого циферблата является металл, который и перевоплотится в будущем в произведение искусства. Часовых дел мастера умело используют более десяти разнообразных технологий для обработки, одна из них называется тампонной печатью.

Тампонная печать


Оформление цветом позволяет придать изготавливаемой продукции яркость и насыщенность. Современные производители, вдохновленные красочным миром вокруг, очень часто используют цветовое оформление, ведь броская расцветка всегда притягивает взгляд, если не превратить ее в эклектику. Но прежде чем передать все нюансы цветовой палитры, нужно определиться со способом нанесения краски. Он часто зависит от типа изделия, которое нужно окрасить. Тампонная печать широко используется в различных сферах человеческой деятельности, в том числе, и часовом производстве, так как позволяет нанести пигмент на любую поверхность.


Сегодня тампонная печать это:

  • универсально;
  • качественно;
  • доступно;
  • надежно;
  • долговечно.

Технология


Процедура тампопечати не очень сложная, она представляет собой упрощенный способ глубокого оттиска и состоит из нескольких этапов:

  • гравировка изображения на матрице или «клише» – специальной пластинке из металла или силикона;
  • съем излишек красящего состава с помощью возвратных движений ракельного ножа;
  • погружение матрицы в краску до полного покрытия и перенос картинки на тампон, осуществляющий окраску;
  • красящий состав, потерявший достаточно сольвента, переносится на циферблат;
  • тампон устанавливается под определенным углом к окрашиваемой плоскости для исключения завоздушивания и некачественной передачи изображения;
  • если картинка немонохромная, все этапы повторяются для каждого цвета.

История


Тампонная печать была разработана непосредственно для обработки циферблатов швейцарским полиографом Декальсье. Существовавшие до этого в XIX столетии методы печати позволяли переносить изображения только на бумагу, и были непригодны для нужд часовых дел мастеров. Циферблаты расписывались вручную с колоссальными затратами времени и денег. Одновременно с этим проводились активные поиски новых способов цветового декорирования подложки часов. Одним из таких методов стала и тампонная печать с использованием желатиновых тампонов и медных матриц, которые обеспечивали хорошее качество переноски изображений.


С течением времени способы циферблатной печати улучшались и преобразовывались. Хотя до 60-х годов тампонопечать не была широко известна и использовалась редкими европейскими мастерами из-за недолговечности тампонов. Они изготавливались из желатина и приходили в негодность после нескольких процедур печати. Сейчас тампонопечать – один из наиболее популярных методов. Это заслуга немецкого инженера Уилфрида Филиппа, который в 1965 году разработал более устойчивый вариант тампона. Проводя эксперименты над резиной, он добился повышения надежности, эластичности и сопротивляемости химическим воздействиям, и стал создателем холодно-вулканизированного силиконового тампона. До этого открытия еще одной причиной дороговизны раскрашенных циферблатов, кроме того, что роспись проводилась вручную, было еще и то, что даже с использованием тампонной печати краска между оттисками высыхала очень долго.


Тампон – основная часть метода окраски, в XIX веке продуцировался из желатина и только во второй половине ХХ столетия с изобретением силикона стал изготавливаться из него. Это прибавило и так популярному способу окраски немало весомых преимуществ. Силикон более эластичен, а значит, с легкостью пропечатывает по сложным искривленным и шероховатым поверхностям. Масло из полиорганосилоксанов не позволяет красящему пигменту нарушить структуру тампона, обеспечивая тем самым полноценный перенос краски без остатка на красящем инструменте.


Устойчивость нового силиконового тампона к сольвентовым растворителям, т.е. возможность входить в контакт с невысохшей краской, не повреждая ее, позволила значительно ускорить печать, сведя время ожидания закрепления пигмента до минимума. Через три года после создания первого изобретения все тот же инженер разработал и презентовал полноценный станок для тампонной печати. Первым партнером Филиппа по бизнесу стала именитая компания по производству часов «MONTRE», которая заказала сто печатных машин.

После этого тампонная печать стала стремительно развиваться, и уже в 1971 году на выставке DRUPA в германском Дюссельдорфе представили не просто механический, а уже электрический станок с уникальными на то время способностями. Тампонопечать с его помощью могла осуществляться на поверхностях с объемом и значительными искривлениями. Эта выставка стала отправной точкой развития и распространения тампопечати по всему миру и помогла наладить связи между производителем станка и часовыми компаниями, заинтересованными в повышении производительности труда своих мастеров.

Применение


Тампонная печать – непрямой процесс, включающий в себя дополнительные гравировочные работы для создания оттиска. Процедура окрашивания начинается с гравировки требуемого изображения на плоское клише или матрицу, которые могут создаваться как из металла, так и из силикона, и заполнения полостей краской. Следующий шаг – перенос пигмента на силиконовый тампон, а с него на само изделие.

Можно отметить следующие преимущества тампонной печати:

  • уникальная гибкость тампонов из силикона позволяет применять этот метод, когда трафаретный уже не удовлетворяет необходимым требованиям;
  • высокое разрешение печати;
  • нанесение сложного, тонкого или мелкомасштабного изображения;
  • даже самые миниатюрные детали рисунка можно пропечатать на ровной, рельефной, округлой или шероховатой поверхности.


Существующие в наше время технологические процессы позволяют добиться воспроизведения любого оттенка из палитры и нанести его на необходимую поверхность вне зависимости от ее характера. Тампонная печать сегодня очень широко распространена, в особенности, для переноски изображения на тянущиеся материалы или изделия сложной формы. В каждом доме наверняка есть что-то окрашенное таким методом – сувениры, предметы одежды, бытовая электротехника и, конечно же, циферблаты часов.